Мы завтра снова идем в Образцова, а я все еще не написала про "Турандот". А надо.
Новый кукольный спектакль, мы были на премьере. Очень красиво, в духе Серебряного века. История Турандот, история о вымышленном Китае, рассказанная венецианцем Гоцци, удачно собрала все фантазии. Когда "в Китае все жители китайцы", на сцене бегают крошечные фигурки как со старинных картин, звенят рыбки-подвески, болванчики в Императорском совете мерно трясут головой, вопрос "чай?" вовремя и не вовремя, все - и приговоренный к казни, и палач, и скелеты в тюрьме - радостно кричат друг другу "нихао". (О, отлично была поставлена казнь, тоже очень по-китайски. На цветущую ветку сливы палач выпускает из клетки крошечную птичку. Под ее весом ветка клонится вниз, от этого раскрывается огромный веер, совершает полный оборот и отрубает жертве голову.)
Весь этот Китай происходит в рамке вполне венецианской улочки. Боковые кулисы - дома, висит сохнущее белье, из окон попеременно высовываются персонажи комедии дель арте и обсуждают новую пьесу Гоцци. Сверху рамку закрывает вполне венецианский мост. А на сцене плещется вода, восходит огромная луна, и все хором восклицают "La Luna!". Меняется свет и музыка - и это уже восточная луна, под которой надо пить вино и разрушать города. Труффальдино, Бригелла и Панталоне проплывают в гондоле в кулису, а выплывают оттуда уже совершенными китайцами.
Веселый спектакль. Император - то грозная фигура под потолок, то - бойкий старичок, который вылезает из этих неподвижных доспехов и дергает Калафа за рукав, уговаривая не губить свою молодую жизнь. Во втором действии Труффальдино греб в лодочке, фальшиво напевая Nessun Dorma. Стихи Тарковского и шутки к залу.
Невероятно красивый и в чем-то жутковатый спектакль. Потому что в волнах появляются то и дело головы женихов со стоном "Я жажду смерти или Турандот!". Потому что в историях про Восток вечность ощущается лучше. И финал такой, что мотаешь головой, не понимая, где в истории-внутри-истории ты сейчас.
Немного фотографий: